Л. К.: «Искусство фамильярности»

(Аутичные люди, с которыми я вела переписку, часто упоминают о страхе перед незнакомыми местами. Многие родители пишут, что их дети ненавидят смену обстановки. Надеюсь, эта статья поможет им приспособиться к сложным социальным и/или малознакомым ситуациям)

Источник: Проект Про аутизм

Наверное, смысл жизни с аутизмом в том, что твоя нервная система попросту не приспособлена к тем приемам и схемам, которые традиционно используют люди, чтобы управлять своим поведением или повысить эффективность. При этом объяснить это несоответствие бывает очень трудно, так как все без исключения люди испытывают похожие проблемы, просто совершенно не в тех ситуациях и пропорциях. И если у них есть ресурсы, чтобы более-менее справиться с ними, то для аутиста эти ресурсы совершенно не подходят и попытки их использования лишь усилят инвалидизацию.

Простой пример – для аутиста общение в группе людей всегда огромная работа, для не аутиста – способ отдохнуть и расслабиться. Объяснить не аутисту, почему для тебя это сложная работа практически невозможно. Для него это тоже может быть тяжелой работой, но только в случае крайней усталости или истощения, либо в ситуации, когда ему неприятны люди, с которыми он проводит время. Для аутиста же такая реакция будет практически универсальной.

Точно так же и с реакцией на новое и незнакомое – у не аутистов тоже есть устоявшиеся привычки, бессознательное стремление к однообразию, а серьезные, даже радостные перемены в жизни являются источником стресса для всех людей. Но как объяснить, что для аутиста «большая перемена в жизни» — это буквально любое отклонение от привычного: новая вещь в комнате, например. Для меня новый предмет мебели, даже необходимый и выбранный полностью в соответствии с моим вкусом – это настолько огромный стресс, что семье приходится устанавливать его, пока я не вижу, а потом я периодически захожу в комнату, впадаю в сильнейшую тревожность, выхожу, и это повторяется по многу раз, пока я не привыкну к тому факту, что в моей комнате что-то изменилось.

Попытки сохранить однообразие, придерживаться рутины для меня не придурь и не роскошь. Это даже не патологический симптом. Это попытки противостоять хаосу, без которого мое функционирование развалится на части – я перестану понимать, что я воспринимаю, что мне делать, что говорить. Мой единственный шанс как-то продержаться в этом стремительно меняющемся мире – это то, что я называю «искусством фамильярности», то есть навыки, которые делают новые и незнакомые ситуации «фамильярными», знакомыми и родными.
Смысл «искусства фамильярности» в том, чтобы в каждой новой или потенциально хаотичной ситуации (а это любая социальная ситуация) находить «якорь», то, что ты хорошо знаешь, то, что тебе знакомо. После этого ты сосредотачиваешься на этом якоре, и он становится твоей защитой от хаоса. «Якоря» убеждают твой мозг, что ты находишься в знакомой ситуации, и что можно сосредоточиться на более важных аспектах происходящего.
Как сделать происходящее более фамильярным, привычным? Лично я использую несколько тактик, которые могут оказаться кому-то полезными. Возможно, другие аутисты используют другие, более эффективные методы. Мне кажется, такие же тактики можно пробовать с детьми с аутизмом (мне бы точно помогло в детстве, если бы мои родители подходили к новым ситуациям точно также), а также с теми аутистами, которые в силу состояния не могут выразить свои предпочтения (а я никогда не забываю, насколько мне повезло, что я все-таки этому научилась).

1. ФОТОГРАФИИ. Незнакомые места и незнакомые люди забирают реально много сил, к ним в любом случае придется долго привыкать. Частично эту проблему можно уменьшить с помощью фотографий (видео). Например, если мне нужно поехать в новое для меня место и встретиться с человеком, которого я раньше никогда не видела, то я ищу в Интернете:

а) Фотографию нужной станции метро, если она мне не очень знакома. Так я сразу смогу узнать ее по особенностям проектировки и дизайна, и у меня будет ощущения «знакомства», когда я на нее приеду. Также я читаю об ее истории, особенностях и так далее, что тоже помогает мне быть спокойнее во время поездки. Хорошо, это больше связано с тем, что я люблю метро. И поезда. И трамваи. Но лучше всегда использовать то, что вам нравится, правильно?

б) Фотографию здания, в котором будет проходить встреча. Благодаря Интернету изображение здания довольно часто можно найти без каких-либо проблем. Если это кафе или конференц-зал в гостинице, то, как правило, можно найти и фотографию внутренней обстановки на их официальном сайте или странице в социальных сетях, что также повысит «знакомство» с ситуацией.

в) Фотографию человека, с которым будет проходить встреча. Благодаря тому же Интернету на сайтах организаций или на персональных страничках в социальных сетях найти фотографию не так уж сложно. К сожалению, это не обязательно повышает шансы, что ты узнаешь нового человека, так как я настолько плохо распознаю лица, что новая прическа и одежда могут сбить меня с толку. В среднем, мне нужно встретиться с человеком не менее 5-6 раз, чтобы научиться безошибочно узнавать его или ее. В последнем случае, все может пойти прахом из-за нового цвета волос. Тем не менее, изучение фотографии и запоминание каких-то особенностей внешности значительно повышает шансы на успех. Еще лучше, если в сети есть видео с человеком. Это вполне возможно, если это лектор, тренер или чиновник, выступающий с речами. Хотя, если вы редко общаетесь с лекторами, то это вряд ли вам поможет.
Конечно, нужные фотографии есть не всегда. Именно поэтому я всегда ношу с собой простенький и подержанный цифровой фотоаппарат. Об этом мало кто знает, так как из-за того, что я использую его для повышения фамильярности, мне всегда неловко его использовать. Но раз привыкнуть к новым людям и местам так сложно, я всегда фотографирую их и сохраняю фотографии, чтобы потом просматривать. Тут главное, не забывать смотреть на фотографии как можно чаще, лучше каждый день. Тогда во время следующего визита вы в буквальном смысле увидите то, на что смотрите каждый день. Что может быть более знакомым? Для просмотра фотографий можно использовать цифровую «фоторамку» или специальный скринсейвер на компьютере, который прокручивает фотографии снова и снова. Это ненавязчивый способ увидеть фотографии, не делая это специальной задачей. Как только будет сформирован «образ» места или человека, станет гораздо легче. И самый лучший способ получить нужные фотографии – это то, что я называю «тренировочным визитом».

2. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВИЗИТ. Идея в том, что если очень нужно посетить какое-то место (поликлинику, контору и так далее), то нужно приехать туда заблаговременно, осмотреться, может быть, почитать, если есть возможность, и уехать, ничего не делая. Это кажется безумной идеей и пустой тратой времени – для большинства людей поездка без результата является крайне неудачным событием, но для аутиста на карту поставлено слишком много, и время тратится вовсе не впустую. Если что-то вызывает трудность, то запланировать тренировочный визит нужно и необходимо. Это сэкономит психические силы для «реального» визита, и они пригодятся, особенно если речь о событии, вызывающем сенсорный и социальный стресс (например, осмотр у врача).

3. ПАНОРАМЫ В ПОИСКОВЫХ СИСТЕМАХ. Это способ проделать (частичный) тренировочный визит, не выходя из дома. Сейчас в картах Google и Yandex можно «пройтись» по многим улицам с помощью панорамного вида. Конечно, эта услуга существует не для всех улиц, и она не распространяется на двор, например. Кроме того, отличия, связанные изменениями фасадов зданий и временем года делают такой опыт не слишком аутентичным. Но если сосредоточится на архитектуре зданий и расположении улиц и «пройтись» несколько раз по панораме, то это значительно уменьшит стресс от реального похода по улицам.

4. ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА. Мне даже неловко писать об этом, поскольку для меня речь идет о совершенно очевидной вещи, недостойной отдельного упоминания. Однако, как оказалось, многие обычные люди считают нормальным такие ситуации как «Решил и поехал», «А вы приезжайте к нам в течение ближайших двух часов» или даже «Внезапно пришел друг, которого я давно не видел, какая радость». Другими словами, многие люди не испытывают серьезных проблем из-за незапланированных и неожиданных социальных ситуаций или поездок, по крайней мере, у них достаточно ресурсов, чтобы с ними справиться. Возможно именно поэтому они со странным упорством «не видят», насколько проблематичны такие ситуации для аутистов. Мне лично для подготовки к стрессовому (читай социальному или непривычному) событию нужно не менее 3-4 дней – проверено опытом. В течение этих дней я смогу не только отметить событие в электронном календаре, я смогу регулярно возвращаться к нему мысленно, составлять списки отдельных действий и представлять его. Конечно, в жизни часто случаются неожиданности и перемены. Не ко всему можно подготовиться заранее. Но то, к чему нельзя подготовиться, остается для меня недоступным, либо мне удается пересилить себя с ужасными результатами и последующим нервным срывом, и с этим я практически ничего не могу поделать. Так что я предпочитаю делать максимально доступным то, что возможно.

5. ПЛАН РАЗГОВОРА. Это прием, использующийся в менеджменте в отношении рабочих собраний. Если собираете рабочее собрание, то четко определите необходимое время, повестку дня, цели. Другими словами, составьте план. Если речь идет об обычных разговоре или дружеском общении, то аналогичный подход выглядит странно, возможно даже холодно и расчетливо. Но не для «социально слепого» человека, для которого общение – это хаос из непонятной информации. Аналогичный прием оказывает мне огромную помощь. Когда я составляю план разговора, это помогает мне лучше понимать, что и когда будет происходить, кроме того, я обычно пишу себя напоминания о социальных правилах. Например, о том, что если пересказать десять серий любимого сериала малознакомому человеку, это может оставить несколько странное впечатление. Проблема здесь в том, что обычные люди воспринимают разговор скорее как импровизацию, и они-то точно написанному плану следовать не будут. Но облегчить этот опыт план, тем не менее, способен. И да, если вам нужно о чем-то поговорить с аутистом, то будьте добры – обозначьте подобный план (продолжительность, место, темы) заранее. «Давайте встретимся, поговорим» – это не план, это угроза хаоса.

6. ЗНАКОМОЕ В ДОРОГУ. То, что делает ситуацию фамильярной, можно просто взять с собой. Это могут быть предметы, которые дороги, которые подходят для «стимминга» или которые связаны с интересами. Когда я выхожу из дома, я пакую отдельно «аптечку» из таких предметов, на случай, если мне станет плохо из-за тревоги или перегрузки. Кроме того, это может прозвучать крайне странно, но я также беру с собой «знакомые мысли». Если есть какая-то тема, которая меня очень интересует, то мысли о ней меня всегда быстро успокаивают. Поэтому перед непривычной или трудной для меня ситуацией, я всегда заранее решаю, какой именно вопрос, связанный с любимой темой, я буду обдумывать, и это помогает мне сохранить внутренний баланс.

7. ВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ ПЕРЕРЫВ. Новые ситуации – это стресс, а стресс требует возможности разрядки. В собственном доме я могу просто запереться в своей комнате, но в новых местах обычно нет возможности сделать паузу. Было бы идеально, если бы общественные места и учреждения планировали бы спокойные комнаты для отдыха, но пока универсальный ответ один – туалетная комната. Никого не удивит, если ты туда пойдешь, и там можно запереться на какое-то время, чтобы прийти в себя.

8. НЕЙРОТИПИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ. Для аутиста нормально испытывать сильную тревогу в отношении новых и малознакомых ситуаций. Это только логично, потому что я знаю, что не смогу «заговорить, а там посмотреть, как все пойдет» или «просто спросить у кого-нибудь». Мне лично помогает тактика задавания «глупых вопросов» нейротипичному человеку: что обычно происходит в таких ситуациях, что происходило в аналогичных ситуациях с этим человеком и так далее. Такое проговаривание уменьшает тревожность и помогает подготовиться, если, конечно, у вас деликатный и понимающий собеседник. У этой тактики есть очевидный минус – аутисты не известны большим кругом общения, а одна из главных угроз при аутизме – почти полная социальная изоляция.

Знаете, моя жизнь была бы намного проще, если бы существовали услуги «нейротипичных переводчиков», которые могли бы комментировать происходящее в социальных ситуациях, и помогать мне сосредоточиться на главном. Без опеки и снисхождения, без униженного положения того, кому «нужна наша помощь». Просто как обычная услуга – как услуги сурдопереводчика для глухих или сопровождение для слепых людей. Не знаю, правда, как эту идею восприняли бы другие аутисты.

Не хочу создавать впечатления, что я хвастаюсь своими привычками. Я не всегда выполняю эти условия (очень зря), и в некоторых ситуациях все нижеперечисленное совершенно не помогает. Я пропустила массу важных встреч и часто я вообще не в состоянии выйти из дома. И даже успешная социальная ситуация может легко довести меня до истерики и физической болезни. Эти рекомендации не решают моих проблем, но они действительно облегчают жизнь.
А в этом и есть смысл любой адаптации – изменить себя нельзя, игнорировать свои особенности невозможно. Но всегда есть способы минимизировать трудности и добиться большего, чем вчера.

Добавить комментарий

