Кален: «Инерция: личный опыт»

(Примечание: Данная статья публикуется в качестве ответа на вопрос аутичного человека о том, как ему справиться с исполнительной дисфункцией)

Источник: «Inertia. Personal experience».
Перевод: Сайт «Синдром Аспергера»

Мне крайне сложно что-либо довести до конца, даже если я очень сильно этого хочу. Очень часто я подолгу сижу и вообще ничего не делаю или продолжаю делать одно и то же в течение продолжительных периодов времени. Я не могу заставить мой мозг и тело действовать «синхронно» с моей целью. Для меня просто невозможно начать что-то делать. С другой стороны я часто «застреваю» на том, что я сейчас делаю и не в силах остановиться. Чем сильнее я понуждаю себя, или меня понуждает кто-либо посторонний, тем труднее мне что-то сделать. Какое-то время назад моя подруга назвала эту проблему «инерцией».

Примеры из личного опыта:

— Я не ем, пока у меня не начинает болеть живот, но если я начинаю есть, то не могу остановиться, пока у меня не переполнен живот или еда не кончилась.

— Я не оплачиваю счета, пока компании не угрожают отключить меня.

— Я крайне редко мою посуду, стираю одежду, делаю иную работу по дому, но если начинаю, то обычно делаю сразу очень много.

— Я часто не выполняю таких простых вещей как переключение канала телевизора.

Раньше я думала, что это проблема лени или привычки откладывать все на последний момент, но похоже, что все гораздо сложнее и это нельзя контролировать осознанно. Даже когда меня очень сильно мотивируют огромные последствия (положительные или отрицательные), и я знаю, что нужно сделать и как, я все равно этого не делаю. Вместо этого я сижу и думаю об этом или планирую, что я буду делать в поминутных деталях. Напротив, иногда я начинаю делать то, что не доставляет мне удовольствия, и не могу остановиться. Если бы я просто была ленивой, я бы не делала так много время от времени.
После разговоров с другими аутистами и их семьями, я обнаружила, что эта проблема относительно часто встречается среди людей на любых уровнях функционирования. Более того, некоторые тоже начали употреблять слово «инерция», чтобы описать эту проблему. Тем не менее, несмотря на распространенность этой проблемы, очень мало написано про трудности аутистов, связанные с инерцией.

Что такое инерция?

В физике термин «инерция» определяется следующим образом:

1. Объект, находящийся в движении, остается в движении, если сила не останавливает или не меняет его;

2. Объект, находящийся в покое, остается в покое, если его не меняет (начинает двигать) сила.

В данном контексте инерция свойственна не объекту, а вниманию, мышлению или движениям человека. Мы склонны оставаться на задаче (или на отсутствии задачи), если нас не остановит (или запустит) значимая внешняя сила или невероятное усилие воли. Это относится и к началу выполнения задания или к тому, чтобы прекратить то, что ты делаешь.

Инерция относится как к очень мелким движениям, так и к обширным областям. Человек с инерцией может «застрять», выполнив движение наполовину, например, наливая что-то в чашку, и в результате все разлить. Такой человек также может многократно повторять одно и то же движение, например, раскачиваться, стучать ногой или махать руками. Инерция также относится к концентрированию внимания. Такие широкие понятия, как основная сфера интересов, и такие специфические фиксации, как колеса игрушечной машины, могут быть результатом инерции.
Симптомы инерции включают следующие сложности:

— невозможность начать выполнение задания, невозможность начать движения тела;

— проблемы с переключением внимания или изменением текущей деятельности;

— трудности с приспособлением движений к меняющейся обстановке;

— выполнение задание без понимания того, что нужно сделать и почему;

— неспособность отключить внимание от чего-то (внимание «двигается» само по себе);

— неспособность начать или остановить определенные движения;

— проблемы с переключением внимания;

— проблемы с изменением задач;

— неспособность сделать что-то, даже если человек хочет это сделать и знает, как это сделать.

Инерция может быть одной из самых инвалидизирующих особенностей аутичного человека, даже если в остальных отношениях он является высокофункционирующим. Несмотря на высокий интеллект и мотивацию, инерция может помешать сделать что бы то ни было. Она даже может стать главным препятствием для независимой жизни. С другой стороны, даже у инерции есть свои преимущества. Способность к гиперфокусу внимания позволяет работать в течение продолжительных периодов времени – очень часто работа может продолжаться ночью и в течение нескольких дней. Инерция, ориентированная на определенную тему, может привести к глубинному пониманию определенного предмета. Если инерция направлена на желательное направление, то ее буквально не остановить. Если инвалидизирующие аспекты можно преодолеть или приспособиться к ним, то инерция может стать огромным плюсом.

Инерция – это объяснение, почему так трудно что-то сделать, а не повод этого не делать. Если вы будете обвинять себя, то вам будет только труднее с чем-то справиться. Так что даже без научных доказательств существования «инерции», это хотя бы поможет вам почувствовать себя лучше. Кроме того, если воспринимать эту проблему как неврологическую, это поможет людям с инерцией выработать стратегии для повышения мотивации. Восприятие этой проблемы как проявления инвалидности, а не как недостатка характера, позволяет выбрать новый и более щадящий подход для ваших трудностей.

Другие факторы

Инерция, похоже, является комбинаций проблем с переключением внимания и планированием последовательности движений. Похоже, что ее причина является неврологической, а не происходит из депрессии, упрямства, лени или откладывания на последний момент. Хотя это не исчерпывающее объяснение, существуют факторы, которые могут повлиять на степень инерции.

— ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Многим аутистам трудно приоритизировать и организовывать входящую информацию и внутренние желания, чтобы принять решение. Если вы не можете решиться, то вы не можете и начать действовать.

— ПЕРФЕКЦИОНИЗМ. Перфекционизм определенно играет роль в инерции, хотя он связан с обычной нехваткой мотивации. Если вы хотите выполнить задачу идеально, то одна мысль о ней может вызывать сильные негативные эмоции.

— ДЕПРЕССИЯ. Хотя инерция может усилиться в результате депрессии, она также может не зависеть от настроения. Если явная инерция проявляется неожиданно или ухудшается, то возможная причина может быть в клинической депрессии или дистимии.

— ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ. Это может быть проблема приоритетов или же планирования и учета последствий. В этом случае трудно определить, что именно сейчас лучше делать, в каком порядке, или что является более важным.

— СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Иногда сложность или размер предстоящей работы вызывают интенсивные эмоции, и поэтому с ней невозможно разобраться. В этом случае тяжело даже думать о том, как приступить к заданию, не говоря уже о том, чтобы сделать его.

— СДВ/СДВГ. Как и инерция, синдром дефицита внимания вызывает трудности с контролем и переключением внимания. Тем не менее, в случае с СДВ внимание склонно блуждать, в то время как в случае с инерцией оно «застревает». Есть определенное пересечение их симптомов, и хотя, похоже, они не являются одним и тем же явлением, СДВ может ухудшить инерцию.

— МОТИВАЦИЯ. Одна из определяющих характеристик инерции состоит в том, что она имеет место, даже если человека очень сильно мотивируют возможные награды или угрозы. Человек с инерцией часто хочет делать что-то другое, но просто не в состоянии этого делать.

Предложения

Не существует средства исцеления от проблем, связанных с инерцией. Единственная возможность – работать с ней и вокруг, а не против нее. Ни одно из ниже приведенных предложений не является гарантией, некоторые из них даже могут показаться противоречивыми. Просто попробуйте выбрать то, что может вам подойти, и постарайтесь адаптировать этот совет к собственным потребностям.

— ПОСТОЯННОЕ РАСПИСАНИЕ. Если делать что-то в соответствии с регулярным расписанием, то инерция будет распространяться скорее на расписание, чем на отдельную задачу – задачи проще выполнить, если они являются частью постоянной рутины. Однако постарайтесь не сосредотачиваться на самом составлении расписания вместо его выполнения.

— НАЧИНАЙТЕ С САМОГО ПРОСТОГО. Выберите задачу, которая не является главной проблемой. Сделайте задачу максимально простой, принимая во внимание возможные сенсорные проблемы, разделите крупное задание на маленькие, легко выполнимые шаги. Постарайтесь не придавать ей сверхценного значения и избегайте лишнего давления.

— ШОК. Некоторых людей надо скорее пихать, а не подталкивать к смене центра внимания. В этом могут помочь будильники или таймеры. Другие люди, в том числе раздраженные родители или партнеры тоже могут предоставить хорошую «шоковую терапию». Вероятно, слишком частые шоки не полезны для здоровья (кроме того, действие шока постепенно испарится), но этот метод довольно надежен для экстренных ситуаций.

— УСТАНОВКА ТАЙМЕРА. Помимо расписания и шока установка таймера поможет вспомнить, что выполнение одной и той же задачи не может продолжаться вечно. Таймеры могут помочь вашему мозгу привыкнуть к идее о необходимости переключения внимания. Таймеры также могут быть полезны для непродолжительных и неприятных задач. Если вы знаете, сколько времени вам придется что-то делать, то это может помочь справиться с первоначальным сопротивлением. Таймеры также могут предотвратить истощение в результате слишком долгого выполнения задания.

— АККОМПАНЕМЕНТ. Иногда невозможно что-то сделать, если за вами «наблюдает» другой человек. В таких случаях лучше не говорить никому, чтобы потом не отвечать перед другими. С другой стороны, некоторым людям наоборот проще что-то сделать, если рядом находится другой человек. Одним нужно, чтобы этот другой человек занимался чем-то своим, а другим достаточно, чтобы он просто сидел рядом с ними.

— НАГРАДЫ. Некоторым людям помогают награды за выполнение определенных задач. Награды не будут действовать продолжительное время, но они помогают установить новую повседневную рутину. Хорошая награда не должна быть труднодостижмой, и она должна получаться немедленно (по крайней мере, вначале), быть очень желанной, но не слишком. Награды не обязательно нужно заранее планировать, их можно придумывать на месте. Наказания обычно не работают и могут снижать мотивацию. Если вы используете награды, не сдавайтесь. Откладывайте получение награды до тех пор, пока вы не закончите выбранное дело. Вы можете получить то, что хотите – когда закончите.

— ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К СЕБЕ. Если что-то не работает или перестает работать, измените это. Всегда прислушивайтесь к своему телу и своим чувствам, когда они говорят вам, что вам нужно что-то другое, например, поесть или поспать. Ощущения боли – это сигнал о том, что что-то пошло не так, и нужно что-то изменить.

— ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОЮ МОТИВАЦИЮ. Если вы будете толкать свои инерционные тенденции, то обычно они будут толкаться обратно. Гораздо важнее делать только те вещи, причины которых вы понимаете, и которые поддерживаются вашей мотивацией.

— НЕ ПИЛИТЕ. Пиление (повторяющиеся, раздражающие и бесполезные напоминания) с большой вероятностью вызовет сопротивление тем стратегиям, которые вы пытается внедрить. Периодическое напоминание от другого человека может помочь вам не отвлекаться, но оно должно точно соответствовать вашим личным трудностям и желаниям.

— МЕДИЦИНСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ. Если у вас есть физическое или психическое заболевание, которое вызывает летаргию, его необходимо вылечить, прежде чем вы попытаетесь добиться прогресса. Принимайте все прописанные вам лекарства и исключите поддающиеся лечению заболевания.

— ПРЕКРАТИТЕ ПОПЫТКИ. Если вы никак не можете начать, то начните делать что-то еще. Попытайтесь сделать что-то совершенно иное, если это не что-то, на чем вы опять «застрянете». Только не забудьте через какое-то время снова попробовать предыдущую задачу.

— ОБЛЕГЧАЙТЕ ПЕРЕХОДЫ. Выделяйте специальные короткие промежутки определенной продолжительности (например, чтение еще 3 страниц текста), прежде чем перейти к следующей задаче.

— ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПЕРЕХОДЫ. Ловите себя в моменты перехода, чтобы вам не приходилось полностью прекращать что-то делать, чтобы начать делать что-то новое. (Например, начните складывать посуду в раковину, когда вы пришли на кухню, чтобы попить).

— ВЫДЕЛЯЙТЕ МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ. Постарайтесь разделить задачу на части, с каждой из которых вы легко можете справиться.

_______
Свои вопросы об аутизме Вы можете задавать по электронной почте: autisticinitiativerussia@gmail.com.
Мы обязательно Вам на них ответим и, возможно, опубликуем подобранную для Вас информацию на данном сайте для тех, кого, как и Вас, она интересует. 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s